Архетипы богинь. Примейзодофобия артемиды Артемида как архетип


Артемида , в греческой мифологии - всегда юная дева, сестра-близнец Аполлона, дочь Лето (Латаны) и Зевса и принадлежала ко второму поколению богов - Олимпийцев. Ее рождение происходило при тех же обстоятельствах, что и рождение ее брата-близнеца Аполлона на острове Делос, за исключением того, что она вышла первой из чрева матери и помогала ей родить брата.
Культ и мифы связанные с именем Артемиды приобретал в разное время различные характерные черты, что было свойственно древней эре и зависело от местности в которой почиталась эта богиня. В действительности в некоторых регионах (например в Ионии) Артемида даже считалась дочерью Деметры и ассоциировалась с землей и плодородием. Тем не менее, в основном ее считали символом женского начала в противоположность Аполлону и наделяли теми же качествами.
Образ прекрасной вечно молодой богини-девственницы отличался суровым и необузданным нравом. Артемида, вооруженная серебряным луком, стрелами и кивером, который ей подарили Циклопы, находила истинное наслаждение лишь в охоте, в длительных погонях по лесам и рощам в сопровождении своих верных псов и диких зверей которые подчинялись ей. Часто на охоту вместе с ней отправлялись Нимфы и группа девущек-арктой (женщин - великанш), которые без остатка отдали ей свои жизни и беспрекословно подчинялись ей во всем. Любая девушка терявшая девственность навлекала на себя гнев Артемиды, как это случилось с Калисто. Ее лук приносил смертным внезапную и безболезненную смерть, а также был средством благодаря которому передавались болезни и чума. Женщинам она приносила смерть при родах.
Она сражалась против Гигантов и со своим братом часто наказывала врагов своей матери. Артемида покарала Тития за то, что он пытался изнасиловать Лето и убивала детей Ниобы за насмешки над своей матерью. Ее жертвой стал и охотник Актеон, которому не посчастливилось увидеть ее обнаженной во время купания, а так же гигант Орион, - герой многих мифов. Некоторые из ее жертв пытались применить силу по отношению к богине или даже смели вызывать ее на соревнования по метанию диска (оба раза она жестоко отомстила), согласно другим источникам, Ориона она убила случайно.
Артемида часто упоминается в легендах и всегда в связи с охотой.
От Геракла она потребовала расплаты за убийство ее священной лани. Также за провинность она жестоко покарала Агамемнона приказав ему принести в жертву Ифигению. Как богиню охоты ее почитали во всех диких гористых районах таких как Аркадия, Лакония и Элис. Благодаря всему этому, а также тому, что она отказалась отдаться мужчине ее считали прародительницей Амазонок. Кроме того она была Селеной - воплощением луны, в то время как ее брат Аполлон был воплощением Гелиоса (Феба) солнца.
Селена - греческое название луны. Этим именем также называли дух, покровительствовавший ей. Селену представляли молодой девушкой с полумесяцем на лбу.


Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

«медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем


Купающаяся Диана
Уорд Джеймс. 1830
Yale Center for British Art

Примейзодофобия - патологическая боязнь потери девственности

Артемида - дочь Зевса и Лето , сестра-двойняшка Аполлона.

Еще в трехлетнем возрасте малютка Аремида обратилась к Зевсу со следующей неожиданной для ее возраста просьбой (я дословно цитирую Роберта Грейвса):

Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, сколько у моего брата Аполлона, лук и стрелы, как у него, обязанность приносить свет, шафрановую до колен охотничью тунику с красной каймой, шестьдесят юных нимф-океанид, всех одного возраста, в качестве моей почетной свиты, двадцать речных нимф из Амниса на Крите, чтобы ухаживали за моими сандалиями и кормили моих охотничьих собак, когда я не занята охотой, а также все горы в мире; а еще выбери мне город, какой пожелаешь, - мне и одного будет достаточно, поскольку большую часть времени я собираюсь проводить в горах.

Р. Грейвс "Мифы Древней Греции"

Зевс пообещал и выполнил с лихвой. О некоторых лихвах Грейвс рассказал (например, что городов у Артемиды было целых тридцать), а об одной, касающейся именно девственности, не упомянул: всякий смертный, увидевший Артемиду обнаженной, должен будет умереть. Это повлекло определенные последствия, интересные для нас.

Кроме того, Артемида, оставаясь непорочной, требовала того же и от своих товарок, и приходила в неистовство, когда природа брала свое. Таким образом, она преследовала своих провинившихся спутниц и их любовников, поставляя на небеса новых и новых героев.

Начнем с несчастного Актеона .


Эжен Делакруа, 1856-1863
Диана обнаруживает Актеона

Эй, слушайте, нимфы! Я ― Актеон.
Я тайну богини один подсмотрел,
Когда она в волны входила нагая…
Все близятся своры, меня настигая.

М. А. Зенкевич. «О, не сияй так, Луна!»

Страстный охотник, Актеон то ли просто во время охоты на склонах горы Китерон случайно увидел купающуюся Артемиду, то ли не только увидел, но еще и этим от большого ума похвалялся, то ли по неведению попытался овладеть богиней-девственницей после купания. Был превращен ею в оленя, пытался бежать в чащу леса, но был настигнут и разорван собственными собаками. Артемида превратила охотника в травоядное, накинув на него оленью шкуру . Было ли это особым магическим актом или просто такая фигура поэтической речи, дескать, "превратила в оленя", не ясно.

Чит: как увидеть купающуюся Артемиду

Антонин Либерал в «Метамарфозах», ссылаясь на Никантра, утверждает, что критянин Сипрет исхитрился превратиться в женщину, лишь бы увидеть купание Артемиды.

На звездное небо попал не сам Актеон, а его собака. В виде Большого Пса, или, может быть, Малого. Или же пара собак - в виде обоих Псов.

Широко известна история с нимфой Каллисто .

Каллисто


Диана и Каллисто
Гаэтано Гандольфи, 1780
частная коллекция

Как можно спутать деву с мужем
и забеременеть притом?
С умом Каллисто было хуже,
чем у медведицы потом.

Наперсница богини-девственницы Артемиды, Каллисто была соблазнена Зевсом. Каллисто потом оправдывалась, что, де, Зевс принял облик ее патронессы, и она не поняла, что происходит. Сложно поверить, но может, так оно и было. В любом случае, что-то было точно.

Гневливая богиня-охотница обнаружила это уже довольно поздно, когда нимфа была изрядно беременна на последних месяцах беременности, во время купания увидев ее подозрительно увеличившийся живот. Богиня, не теряя времени, превратила нимфу в свое тотемное животное медведицу и затравила бы ее, как принято, собаками, если бы Зевс, ухватив медведицу за хвост, не поднял ее на небо - в виде созвездия.

Впрочем, может быть, Артемида сначала ни чего не знала, а Зевс сам превратил Каллисто в медведицу - на время, чтобы скрыть свои похождения от ревнивой Геры. Но супруга громовержца, конечно, дозналась до истины и настучала Артемиде про недостойное поведение членов свиты - а уж Артемида немедленно взвилась... Далее по сценарию выше: собаки - хвост - созвездие.

Зная, что Артемида ведет себя круто в определенных ситуациях, нимфы артемидовой свиты всегда готовы были обратиться к ее помощи. Напомню историю с Плеядами .

Плеяды


Плеяды
Илайхью Веддер, 1885
Метрополитен-музей

Плеяды - Алкиона, Келено, Электра, Тайгета, Майа, Стеропа и Меропа - дочери Атланта и Плейоны и спутницы Артемиды.

Вообще-то из достоверных источников известно....

Что, в нарушение правила девственности артемидовых товарок, две из Плеяд имели связь с Зевсом, две - с Посейдоном, две - с Аресом, а последняя стала женой смертного Сизифа. Но видимо, все это произошло позднее, когда они покинули свиту богини.

Произошло вот что. Однажды беотийский могучий красавец, охотник Орион напившись неразбавленного вина, увидел Плеяд (или только одну из них, Плейону), и это пленительное зрелище возбудило в нем самые недвусмысленные намерения. Он погнался за девушками с явными целями овладеть ими то вместе, то поврозь, а то попеременно. Самые отчаянные мифотворцы уверяют, что он гонялся за Плеядами семь лет, те кто поскромнее, сообщают о пяти месяцах, потому что именно пять месяцев созвездие Орион видно на ночном небе. Я думаю, не стоит верить этим явно фантастическим цифрам: гонялся и гонялся, а сколько именно - не важно.

Испуганные Плеяды взмолились Аретмиде, и их покровительница послала чудовищного Скорпиона в атаку на Ориона. Скорпион укусил Ориона, тот умер, был оживлен Асклепием и так далее (детали на странице Ориониады). Плеяды зафиксированы на небе в созвездии Тельца.

Но есть и совершенно другая, версия истории с Орионом, неожиданная в свете артемидовых комплексов.

Кажется, все отношения Артемиды со смертными мужчинами ограничивались совместной охотой. Однако вот неканонический и романтически-трагичный миф об Орионе , в которой сердце Артемиды дрогнуло. Он противоречит версии изложенной выше и, тем не менее, я его, конечно, расскажу. В этой версии нет никаких злосчастных Плеяд, но она мне кажется изящнее общеизвестной.

Орион

Артемида и Орион познакомились на почве охоты (что естественно в виду их пристрастий) и продолжали охотиться регулярно вместе. Затем они стали охотиться только вместе и, похоже, стали испытывать друг к другу чувства, не ограничивающиеся коллегиальными. Как развивались бы события дальше, не известно, но в дело вмешался брат Артемиды Аполлон.

Что-то ему в этой ситуации не понравилось (может быть, нелестная репутация Ориона?), и он решил покончить с беотийцем. Он спровоцировал Гею наслать на него хтоническое чудовище - неуязвимого Скорпиона. Орион пытался застрелить Скорпиона из лука, убить его копьем, но оружие отскакивало от хитинового покрова, не нанося вреда противнику.

Тогда Орион решил спастись бегством. Он бросился в море и поплыл к острову Делос , под защиту титаниды Эос, с которой был, кстати говоря, в близких отношениях ранее.

А злоковарный Аполлон, восседая с сестрой на Олимпе, обратил внимание Артемиды - что это черненькое плывет по морю в направлении Делоса, к Эос? Поди, ее новый любовник! Спорим, не попадешь? Артемида снисходительно взглянула на брата, натянула тетиву и легко поразила Ориона в затылок. Обнаружив ошибку, она упросила Асклепия оживить Ориона.

Ну, и в результате Орион - на небе!

Артемида была не только нетерпима к своим жрицам, вступающим в интимные отношения с мужчинами, но и вообще опасалась быть замешанной в любые ситуации, подозрительные с нравственной точки зрения. Один из примеров - скандальные супружеские отношения Кефала и Прокриды .

Кефал и Прокрида


Кефал и Прокрида
Томас Бенджамин Кеннингтон, 1897

Кефал и Прокрида то изменяли друг другу, то вновь сходились, при этом Прокрида, падкая на подарки, меняла любовников, выманивая у них подношения. Это-то и оказалось причиной трагедии.

Однажды Прокрида, страстная охотница, получила в подарок от критского царя Миноса охотничью собаку Лелап, ни когда не теряющую след, и копье, всегда летящее в цель. Но и сам Минос получил их от Артемиды-охотницы! А когда Прокрида решила вернуться к мужу, вновь используя артемидов дар для подкупа, терпение богини лопнуло, и она устроила неверной жене несчастный случай на охоте.

На небе оказалась всего лишь собака за заслуги, не связанные с нравственностью ее хозяев.

Впрочем, не нужно как-то особо безнравственно себя проявить, чтобы попасть под горячую руку Артемиды. Можно быть вполне себе замужней матроной, но прошлое в свите богини- девственницы слишком ко многому обязывает (не всем везет так, как Плеядам).

Мероп и Эхемея

Несладко пришлось супруге Меропа нимфе Ефимии (или Эхемеи, если придерживаться правильного эразмового произношения)!

Она входила в свиту нашей героини Артемиды, но, наохотившись, оставила прежние забавы и вышла замуж за царя острова Коса Меропа. Она стала заботливой женой и родила ему дочь. Вообще-то, остров Кос тогда еще не был Косом, потому что назван он был так позже именно по имени дочери царской четы, а жители его были наречены меропами. Вот такая царила взаимная любовь между гражданами и их правителями.

По тому ли, из завести или из ревности, но Артемида воспылала запоздалым гневом на Ефимию и начала разить ее своими знаменитыми стрелами. Так и убила ее или, по ее мольбе, Прозерпина низвела Ефимию живой в царство Аида.

Мероп был безутешен - он так любил супругу! Он рыдал ночи и дни, вспоминая ее и скорбя о ее участи, до тех пор пока сама Гера, растроганная горем царя, не превратила его в орла и не поместила среди звезд одноименным созвездием. Хотя причем тут орел - совершенно не понятно...

Вот видя такие несправедливости, Тея вот даже согласилась стать кобылой, лишь бы скрыть свою беременность. В этом состоянии она успешно ожеребилась, а потом ей был возвращен прежний облик. Ни отец, ни богиня-покровительница ни чего не узнали.

Тея

Эол - или бог ветров, или его тезка, сын Эллина, внук Девкалиона, правнук Прометея - соблазнил дочь кентавра Хирона, пророчицу Тею. Тея, даром что дочь кентавра, была вполне человек, но что-то кобылье, как покажут дальнейшие события, в ней все-таки содержалось. Свойство ветров оплодотворять жеребиц всем хорошо известна: достаточно развернуться кормой к ветру и поднять хвост: вот Тея и понесла от Эола. Она была спутницей Артемиды на ее охотах, а Артемида, богиня-девственница, весьма строго относилась к нравственности своих товарок. Тея опасалась гнева отца, но и боялась обратиться за покровительством к богине.

Более того, Тея боялась, как бы это не кончилось для нее совсем плохо: с Аремидой не шути!

Эола и Тею выручил Посейдон, временно превративший Тею в лошадь. (Символическая связь Посейдона с лошадиным миром тоже не тайна.) Когда та ожеребилась Меланиппой, он превратил жеребицу в девочку, а мать поместил на небо в виде созвездия Малый Крнь. Меланиппу, переименованную в Арну, взял на воспитание некий Десмонт. Хирон так и остался в неведении.

Галерея

Фактически представлены изображения Дианы, римской богини, частично соответствующей греческой Артемиде. Диана часто изображается с лунным серпом, что указывает также на ее второй греческий прототип - Селену. Однако, греческая Селена и греческая Артемида - совершенно разные богини.


Школа Фонтенбло, 1550


Бартоломео Пассароти,
вторая половина XVI в.


Джузеппе Чезари, 1601

Артемида (Диана у римлян) – богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак.

Артемида – сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Их мать, Лето, - божество природы, дочь двух титанов, а отец – верховный бог Олимпа Зевс.

Артемида родилась первой и помогала Лето во время длительных и трудных родов Аполлона. Артемиду ставшую акушеркой для своей матери, почитали как покровительницу родов.

Когда Артемиде было три года, Лето перенесла ее на Олимп, чтобы познакомить с Зевсом. Держа ее на коленях, Зевс сказал: «Когда богини рождают мне детей, подобных этой, гнев ревнивой Геры меня не пугает. Моя маленькая дочурка, у тебя будет все, что ты пожелаешь».

Артемида попросила лук со стрелами, свору гончих собак для охоты, свиту из нимф, тунику, достаточно короткую для бега, дикие леса и горы в свое распоряжение – и вечное целомудрие. Все это отец-Зевс охотно предоставил ей. Все это – плюс привилегию самостоятельно совершать свой выбор.

Артемида, помогая тем, кто обращался к ней с мольбой о помощи, действовала быстро и решительно. Но она была и скора на расправу со своими обидчиками.

Однажды, когда Лето отправилась в Дельфы навестить Аполлона, великан Титий попытался ее изнасиловать. Артемида быстро явилась на зов матери, точно прицелилась из лука и сразила его стрелой.

Однажды охотник Актеон случайно приблизился к заводи, где купались богиня и ее нимфы. Оскорбленная вторжением, Артемида превратила его в оленя, плеснув водой ему в лицо. Ее охотничьи собаки набросились на Актеона и разорвали на мелкие части.

Артемида также убила охотника Ориона, которого любила. Однажды Аполлон, обиженный тем, что Артемида полюбила Ориона, увидел, что тот заплыл далеко в море. Голова Ориона, едва виднелась над водой. Аполлон нашел Артемиду и указал ей на темный предмет в море вдали от них, сказав, что она не сможет попасть в столь малую цель. Артемида выпустила стрелу, сразившую ее любимого. Впоследствии Артемида поместила Ориона среди звезд и дала ему в небесные спутники одного из своих гончих псов, Сириуса. Так что единственный мужчина которого она любила, стал жертвой ее азарта.

Артемида еще и богиня Луны, ночь – ее стихия. Артемида скитается по своим диким владениям при лунном свете с горящими факелами.

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия.

Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Афина отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города, она считает что первозданная природа должна быть покарена.

Она появилась на свет из головы Зевса взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинствующий клич. Зевс почувствовал головную боль наподобие «родовых мук» и призвал на помощь своего сына Гефеста, который мощным ударом острого топора расколол ему череп, открыв путь Афине.

Афина считала, что у нее только один родитель – Зевс, с которым она навечно связана. Она была «правой рукой» своего отца, только ей он вверял символ своей власти – молнии и эгиду.

Мать Афины Метида – божество океана – была первой супругой Зевса и славилась мудростью. Когда она была беременной Афиной, Зевс хитростью заставил ее стать маленькой и проглотил. Проглотив Метиду, Зевс преодолел предсказанную ему судьбу, что у Метиды будет двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в храбрости и мудрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей.

Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. Персею она помогла победить Медузу Горгону, дав ему медный щит, блестящий, как зеркало, она же направляла его руку, когда он рубил голову Медузе.

Она помогла Ясону и аргонавтам построить корабль, на котором они отправились добывать золотое руно, Помогала Гераклу в его двенадцати подвигах.

Во время троянской войны Афина активно действовала на стороне греков, заботилась о своем любимце Ахилле и помогла Одиссею в его возвращении домой.

Она поддерживала патриархат в целом. Она превратила в паука ткачиху Арахну, которая посмела изобразить на своем полотне любовные похождения Зевса.

Гестия – богиня домашнего очага – точнее, огня, пылавшего в круглом очаге в доме.Из олимпийских божеств она наименее известна. Гестию (Весту у римлян) художники не изображали в человеческом обличье, однако присутствие этой богини ощущалось в живом пламени в центре каждого дома и храма.

Гестия – первый ребенок Реи и Кроноса. Она была старшей сестрой олимпийских богов первого поколения. По праву рождения она была одной из двенадцати главных олимпийцев, но не могла находиться на Олимпе и поэтому не протистовала, когда ее там заменил ставший известным Дионис, бог вина и виноделия.С тех пор она не принимала участия в любовных интригах и войнах, которыми изобилует греческая мифология. Гестию высоко почитали, и она получала лучшие жертвоприношения, приносимые Богам смертными.

Коварная Афродита заставила Посейдона, бога моря, и Аполлона, бога солнца, влюбиться в Гестию. Оба желали ее, но она решительно отвергала обоих, дав великую клятву навсегда остаться девственницей.

Зевс дал ей прекрасную привилегию вместо свадебного подарка – он поместил Гестию в центре дома, чтобы она получала лучшие жертвоприношения.

Два гимна Гомера, посвященные Гестии, - это обращения к ней с просьбой войти в дом или храм.

Пробуждение этого архетипа дает женщине ощущение целостности и нетронутости. Гестия концентрируется на своих субъективных внутренних переживаниях. Она полностью поглощена медитацией.

Ориентированная внутрь себя и поглощенная собственными заботами, Гестия может стать эмоционально обособленной и невнимательной к тем, кто ее окружает. Кроме того, самодостаточность Гестии порождает, помимо склонности удаляться из общества людей, потребность в безмолвном спокойствии, легче всего обретаемом в одиночестве.

Как старшая сестра первого поколения олимпийских богов и незамужняя тетушка богов второго, Гестия заняла позицию уважаемой старицы. Она стояла вне интриг, не соперничала со своими родственниками и избегала сиюминутных страстей.

Гера (у римлян Юнона) – величавая, царственная, прекрасная Гера, была богиней брака. Она супруга Зевса-Громовержца. Ее имя обозначает «Великая госпожа». Гера – дитя Реи и Кроноса. Она была проглочена своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер.Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой, которая была отдана на попечение родителям ее матери, двум божествам природы, Океану и Тифеиде, которые воспитывали ее на краю света, в любви и заботе.

Гера выросла очаровательной богиней. Она привлекла внимание Зевса, который к тому времени победил Кроноса и титанов и стал верховным богом Олимпа. Чтобы добиться близости Зевс превратился в маленькую трепещущую от холода птичку, над которой склонилась Гера и поместила ее к себе на грудь. Тогда Зевс сбросил обличье птички, вернулся в свой мужской облик и попытался силой овладеть ею. Она сопротивлялась его любовным домоганиям, пока он не пообещал жениться на ней. Медовый месяц продолжался 300 лет, после чего Зевс вернулся к своему беспорядочному образу жизни.

Ярость Геры устремлялась не на ее неверного супруга, а на «другую женщину» (которая чаще всего была соблазнена, изнасилована или обманута Зевсом), на детей зачатых от Зевса, или на невинных свидетелей. Когда Зевс перенес Эгину на остров, чтобы овладеть ее, Гера освободила чудовищного дракона, уничтожившего множество народа.

Зевс обманул нимфу Каллисто, приняв облик Артемиды, а затем соблазнил ее. За эту любовную связь Гера превратила Каллисто в медведя и попыталась заставить ее сына по неведению убить ее, но Зевс поместил и мать, и сына на небо как созвездия Большой и малой Медведицы.

Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса. Дав жизнь своей дочери Афине самостоятельно, он добавил к прежним обидам и ранам новое оскорбление, продемонстрировав тем самым, что жена не нужна ему даже для этой функции.

У Геры было несколько детей. В отместку за рождение Афины Гера тоже решила стать единственным родителем сына. Она зачала Гефеста, бога огня и кузнечного мастерства. Когда он родился с изуродованной ступней – хилый и уродливый ребенок в отличие от совершенной Афины, -Гера отвергла его и сбросила с Олимпа.

Любимый сын Геры – Арес – бог войны, Зевс презирал его за то, что тот терял голову в пылу битвы.

В некоторых случаях униженная очередной изменой Зевса Гера удалялась с Олимпа, она странствовала на край земли и моря, окутывая себя глубоким мраком, отделяя себя от Зевса и других Олимпийцев.

Как то раз Гера ушла в горы, где она провела счастливые дни юности, Зевс увидел, что она не собирается возвращаться и попытался вызвать ее ревность слухом, что он собирается жениться на местной принцессе. Затем он устроил шутливую церемонию со статуей женщины, это позабавило Геру, она простила Зевса и вернулась на Олимп.

Гера представляем три состояния жизни женщины. Ей поклонялись в течении года, весной - Гере-Деве, окунающейся в водоем, восстанавливающей девственность. Летом Гере Совершенной в обрядах бракосочетания. Зимой Гере Вдове, символизировавшей ее разногласия с Зевсом и отделение от него.

Деметра (Церера у римлян) – богиняплодородия и земледелия, воспитательница и мать. Вторая дочь Кроноса и Реи, изображалась с золотыми волосами, в голубых одеждах, с золотым мечом. Она четвертая супруга Зевса, от которого родила единственного ребенка Персефону (Прозерпину у римлян).

Гадес брат Деметры, договорившись с Зевсом похитил Персефону. Девять дней и девять ночей Деметра искала свою похищенную дочь, без отдыха, сна и еды. На заре десятого дня она встретила Гекату (богиню темной луны и перекрестков), которая предложила пойти к Гелиосу (богу солнца), который рассказал, что Гадес похитил Персефону и увез ее в подземное царство. Он посоветовал Деметре принять случившееся, но Деметра решила покинуть Олимп и уйти скитаться по миру, превратившись в старуху.

Однажды она достигла Элевсина, где ее увидели дочери царя. У них был горячо любимый маленький брат по имени Демофонт, и, когда Деметра сказала им, что ищет работу в качестве няни, они привели ее домой к своей матери Метанире.

Под присмотром Деметры Демофонт рос как бог. Она кормила его амброзией и закаляла в огне, что должно было принести ему бессмертие, но Метанира однажды увидела сына, лежащего в огне и пронзительно закричала от страха. Деметра разгневалась и приняла свой обычный облик богини. Она повелела выстроить храм и осталась жить в нем, горюя о похищенной дочери и отказываясь действовать, как следствие прекратило рождаться все живое. Голод грозил уничтожить род человеческий и тем самым лишить олимпийских богов поклонения и жертвоприношений.Наконец Зевс отреагировал на происходящее. Он послал Ириду, а затем и всех олимпийских богов, которые приносили дары и воздавали почести Деметре, но разгневанная Деметра, давала знать, что ногой не ступит на Олимп и не позволит растениям произрастать, пока ей не вернут ее дочь Персефону.

В конце концов Зевс сдался. Он послал Гермеса к Гадесу. Персефона узнав, что свободна весело вскочила, чтобы отправиться с Гермесом, но Гадес дал ей несколько сладких гранатовых зернышек, которые она и съела.

На колеснице Гадеса примчались Гермес и Персифона к храму в Элевсине. Деметра заключила Персефону в объятья и спросила, не ела ли та чего-нибудь в подъземном царстве. Поскольку Персефона съела гранатовые зернышки, то теперь она будет вынуждена две трети года проводить с матерью и одну треть - в подземном царстве с Гадесом.

Деметра вернула земле цветение и плодородие и установила культ Элевсинских мистерий. То были внушающие благоговейный трепет закрытые культовые церемонии, во время которых люди получали знание, как жить в радости и умирать без страха.

Персефона (Прозерпина или Кора у римлян) – Девушка, повелительница подземного царства. Единственная дочь Зевса и Деметры. Персефона имеет две ипостаси – стройной, прекрасной юной девушки, ассоциируемой с гранатом, хлебными злаками, нарциссом – цветком которым ее приманила. В другой ипостаси это зрелая богиня, управляющая душами умерших, проводник для живых, посещающих подземный мир. Она требует исполнения своих желаний.

Гадес похитил девушку, кода та собирала цветы, представ перед ней из разверзшейся земли на колеснице. Персефона была безутешна, до тех пор пока не пришел Гермес и не возвестил, что Гадес будет вынужден отпустить ее. Персефона обрадовалась, но согласилась съесть несколько гранатовых зерен предложенных Гадесом. Гермес доставил Персефону в храм к матери, где Персефона наврала ей, что Гадес заставил силой ее съесть несколько гранатовых зерен. Съев зернышки граната, она должна была проводить треть года в подземном царстве с Гадесом.

Ежегодное возвращение Персефоны из подземного мира переживалось греками, как возрождение и обновление жизни после смерти.

Позднее Персефона стала повелительницей подземного царства, все герои спускавшиеся в подъемное царство встречались там с Персефоной. Она дала Психее волшебную мазь для Афродиты. Дала разрешение Гераклу взять с собой укрощенного им Цербера.

Персефона соперничала с Афродитой за обладание Адонисом, прекрасным юношей. Афродита отдала Адониса Персефоне в младенчестве на воспитание. Но Персефона пленилась красотой младенца и в дальнейшем они обратились на суд Зевса, который решил, что Адонис буде проводить одну треть года с Афродитой, одну треть с Персефоной, а одну треть будет предоставлен самому себе.

Афродита (Венера и римлян) – богиня красоты, любви и творчества. По версии Гомера, Афродита родилась обычным образом, она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы. По версии Гесиода, Афродита родилась в результате того, что Кронос, отсек детородные органы своего отца Урана серпом и бросил из в море. Их покрыла белоснежная пена, смешавшаяся со спермой, из чего и родилась Афродита, возникнув из морских волн совсем взрослой.

Согласно мифам, Афродита впервые ступила на берег то ли острова Киферы, то ли острова Кипр. Затем, сопровождаемая Эросом, она была доставлена на Олимп и стала прекраснейшей из богинь в сонме богов.

Многие из богов, соперничали как претенденты на ее руку и сердце. В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников, Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты – и будет часто обманутым ею. Афродита и Гефест не имели детей.

Своих любовников Афродита предпочитала выбирать из второго поколения олимпийцев – поколения сыновей, а не отцов. Афродита имела долгую романтическую связь с Аресом, богом войны, от которого у нее было несколько детей. Другим ее любовником был Гермес, посланник богов, провожавший души в подземное царство, покровитель путников, воров и торговцев, изобретатель музыкальных инструментов и в то же время бог красноречия, изворотливости и обмана.

У Афродиты и Ареса было трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах. Афродита и Арес представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, которые будучи в совершенном равновесии, могли создавать гармонию.

Ребенком от Афродиты и Гермеса был бисексуальный бог Гермафродит, унаследовавший красоту обоих и обладавший сексуальными качествами обоих.

Согласно некоторым мнениям, Эрос, бог любви, был одним из сыновей Афродиты. Гесиод утверждает, что Эрос был первичной силой в творении, присутствовавшей до титанов и олимпийцев. Эрос также рассматривался, как бог, сопровождавший Афродиту, когда она возникла из моря. Однако более поздние мифы описывали его как сына Афродиты, рожденного без отца.

У богини любви и красоты было много любовных связей со смертными мужчинами. Она откликнулась на мольбы Гиппомена на кануне состязания в скорости с Аталантой. Она дала ему три золотых яблока и совет, как их использовать, что спасло ему жизнь и помогло добиться руки женщины, которую он любил.

На празднике в честь Афродиты, скульптор Пигмалион, молил богиню, чтобы она послала ему жену, похожую на его скульптуру. Позднее, когда он поцеловал прекрасную статую, она ожила. Она стала Галатеей, на которой он женился, - это был ответ Афродиты на его мольбы.

Увидев Анхиза, пасшего скот на склоне горы, она возжелала его (смертного с «телом, подобным богу», как описывает его Гомер). Притворившись прекрасной девушкой, она возбудила в нем страсть своими словами и соблазнила его.

Позднее, когда им овладел сон, она сбросила маску смертной и разбудила своего спящего любовника. Афродита открыла ему, что родит сына, Энея, который прославится, как легендарный основатель Рима, и предупредила, чтобы он никому не открывал, что она - мать его сына. Анхиз, выпивший слишком много вина, стал похваляться любовной связью с Афродитой, после чего был сражен молнией и покалечен.

Женщины также подвергались весьма сильному воздействию Афродиты.

Дочь жреца Афродиты Мирра страстно влюбилась в своего отца. Согласно различным версиям этой истории, Афродита вызвала эту запретную страсть то ли потому, что ее мать похвасталась, будто дочь прекраснее, чем сама Афродита, то ли потому, что Мирра пренебрегла выполнением обрядов в ее честь. Так или иначе, Мирра добилась отца в темноте, будучи переодетой, и стала его тайной любовницей. После нескольких тайных встреч он обнаружил, что эта обольстительная женщина была его собственной дочерью. Ощущая ужас и отвращение, он попытался ее убить. Мирра взмолилась о своем спасении и боги превратили ее в душистое мирровое деревце.

Психея имела несчастье быть столь прекрасной, что мужчины называли ее «второй Афродитой», они благоговели перед ней и почитали ее, как богиню, что оскорбляло Афродиту. Согласно мифу об Эросе и Психее, Психея добивалась расположения богини, чей гнев на себя навлекла. Афродита дала ей четыре невыполнимые задачи, каждая из которых вначале казалась за пределами ее способностей. В каждом слчае благодаря помощи, поступающей с неожиданной стороны, Психея достигала успеха. Афродита действовала как трансформирующий учитель, ставя задачи, решение которых развивало Психею – смертную, имевшую характерные свойства уязвимых богинь.