Контроль в спорте и его виды. Характеристика автоматизированных методов комплексного контроля в спорте


Реферат

по дисциплине: Теория спорта

тема:

контроль в спортивной подготовке


План

1. Характеристика комплексного контроля в спорте.

2. Виды контроля.

3. Требования к показателям контроля.


1. Характеристика комплексного контроля в спорте

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

2. Виды контроля

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях .

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Говоря о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным понятием понимают функциональную прибавочную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта .

Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах .

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения -- хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два -- качественную сторону технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил -- не выполнил, умеет -- не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах -- это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях .

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении -- различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники .

При определении эффективности техники применяют три вида оценок -- интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные -- оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально -- суммарные -- определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

    показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

    показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

    показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах 1 . Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, тол-

" Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построен­ный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

щина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек-" тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

408

21.1. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направ­ления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто исполь­зуется как критерий, позволяющий оценить состояние спортив­ной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной фор­мы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенно­стей спортивной дисциплины.


Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­ сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности. Так, на­пример, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им макси­мальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту

шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проана­лизировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсме­нов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля. Информативность показателей (критериев) соревновательной дея­тельности в различных видах спорта приведена в таблице 41.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количе­ство тренировочных дней; количество тренировочных занятий; вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность; количество, километраж специализированных упражнений. Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация уп­ражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений. В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализи­рованных упражнений; объем упражнений, выполняемых в от­дельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной фи­зической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микро­циклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показате­лей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выя­вить рациональные соотношения между отдельными типами тре­нировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

21.2. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

    оценку специальной физической подготовленности;

    оценку технико-тактической подготовленности;

    оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами

специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Методы оценки отдельных физических качеств приведены в соответствующих разделах главы 7 «Теоретико-практические ос­новы развития физических качеств».

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая зако­номерность - обратно пропорциональная зависимость между уров­нем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

21.3. Контроль за факторами внешней среды

Для того чтобы принять правильное решение по итогам ком-лексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

В практике часто случается, что уровень подготовленности спорт­сменов бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

К таким факторам относятся:

    климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра, атмосферное давление);

    состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу);

    качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных* сооружений;

    поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

    социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

    объективность судейства;

    продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревнова­тельной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.

21.4. Учет в процессе спортивной тренировки

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и,

активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

414

"

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля

Направления контроля

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

Контроль за состоянием внешней среды

Контроль соревновательной деятельности (СД)

Контроль тренировочной деятельности (ТД)

а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

Оперативный

Измерение и оценка показателей на любом соревновании

Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

Показатели для проверки физического развития футболистов.

Рассмотрим, теперь на конкретных примерах методы контроля, применяемые в спортивной тренировке.

Контроль в спорте — это прежде всего контроль за физическим состоянием человека, его технико-тактическим мастерством и нагрузками на тренировочных занятиях.

Известно, что физическое состояние человека характеризуется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития двигательных функций. Поэтому контроль за физическим состоянием, по существу, сводится к контролю этих трех показателей.

Оценить уровень телосложения можно с помощью различных антропометрических приборов. Подробная методика таких измерений достаточно полно описана в руководствах по врачебному контролю. Отметим здесь лишь то, что показатели телосложения особенно информативны у юных (до 16—17 лет) и мало подготовленных футболистов. На этих группах спортсменов можно проследить, как изменяется уровень телосложения под влиянием разной по величине и характеру физической нагрузки. У взрослых квалифицированных спортсменов показатели уровня телосложения могут косвенно указывать на степень развития двигательных качеств человека. Так, например, абсолютные показатели силы и силовой выносливости оказываются большими у футболистов большого веса и роста. В то же время такие спортсмены обладают меньшими возможностями в работе, выполняемой в чисто аэробных условиях и т. п.

Тесты, оценивающие уровень телосложения, используются только при периодическом (поэтапном) контроле. Применять их в качестве тестов текущего или оперативного контроля нецелесообразно, так как большинство из них практически не изменяется под влиянием одного или серии тренировочных занятий.

В настоящее время для проверки физического развития футболистов используются такие показатели:

1) длина тела, 2) вес тела, 3) длина ног, 4) размер стопы, 5) жировая масса, 6) мышечная масса, 7) соотношение между жировой и мышечной массой.

Измерение этих показателей несложно, и при хорошей подготовленности исследователя может быть проведено в течение 5—7 мин.

Информация о размерах тела футболиста, и особенно о соотношении его жирового и мышечного компонентов, может достаточно точно указывать на преимущественное преобладание энергопроизводства во время работы, на динамику адаптации к тренировочным нагрузкам и т. п.

Состояние здоровья может оценить только врач. Его информация чрезвычайно важна, и тренер должен всегда учитывать медицинские рекомендации.

Степень развития двигательных функций внешне проявляется в уровне развития двигательных качеств, которые могут быть измерены по результату в соревновательном упражнении. Однако учитывая, что на этот результат влияют и другие виды подготовки спортсмена (техническая, волевая и т. п.), а также то, что результат в футболе точно измерить вообще невозможно, следует признать такой способ оценки весьма приблизительным. Оценка может производиться и по результату выполнения какого-либо элемента соревновательного упражнения. Так, для измерения уровня силовых качеств футболиста можно измерить силу (или градиент силы) в момент отталкивания. Наконец, третий способ оценки уровня физической подготовленности связан с использованием контрольных упражнений, т. е. тестов. Главное требование при этом заключается в том, чтобы тесты были технически очень простыми. Только тогда результат в контрольных упражнениях будет обусловлен уровнем развития двигательных качеств.

Уровень развития двигательных качеств футболиста целесообразно измерять при помощи следующих тестов:

1. Бег на 15 м со старта — для оценки способности быстро стартовать («стартовая» скорость).

2. Бег на 15 м с ходу — для оценки уровня развития максимальных скоростных возможностей («дистанционная» скорость).

Известно, что соотношение между стартовой и дистанционной скоростями может быть самым разным, но в целом зависимости между ними нет. Это означает, что футболист, имеющий лучшие показатели в беге на 15 м со старта, может оказаться последним в беге на 15 м с ходу. Другими словами, одна сторона скоростных способностей у футболиста развита хорошо (способность к быстрому старту), а другая — плохо. Поэтому в тренировочных занятиях, контролируя скоростные возможности подопечных, тренер сможет четко определить, в каком направлении надо продолжать работу по совершенствованию столь важного компонента подготовленности футболиста, как быстрота бега.

3. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами,— для оценки прыгучести.

4.Степ-тест — для оценки выносливости.

Для оценки этого же качества применяются такие тесты, как максимальное потребление кислорода (МПК) и максимальная анаэробная мощность (МАМ).

Оценивать ловкость футболистов с помощью специальных тестов довольно трудно. Прежде всего потому, что трудно подобрать тест, который бы реально воспроизводил действительные игровые ситуации.

Для весьма приближенной оценки того, что мы условно называем ловкостью (или координационными способностями), можно использовать тесты, в которых футболисты должны по заданию воспроизвести определенные величины силовых, пространственных и временных характеристик движения (например, прыгнуть вверх на высоту, равную 26—50% от максимальной, послать мяч на 10, 15, 20 м и т. п.).

Техническое мастерство спортсмена можно оценить несколькими путями. Наиболее простой из них — это визуальная оценка техники движений (на глаз). В некоторых видах спорта такой способ остается до сего времени единственным. Так измеряют техническое мастерство в футболе, гимнастике, акробатике, фигурном катании и некоторых других видах спорта. Однако о техническом мастерстве футболиста лучше всего говорят следующие показатели (по В.М. Зациорскому):

1. Объем техники, или количество действий (приемов), которые может выполнить спортсмен.

2. Разносторонность действия, т. е. то, насколько используемые игроком движения (приемы) разнообразны.

3. Эффективность техники движений.

Показатели объема техники важны по двум причинам. Во-первых, они тесно связаны с уровнем развития двигательных качеств. Это значит, что чем большим количеством движений владеет спортсмен, тем он сильнее, быстрее и выносливее. Во-вторых, большой объем техники дает спортсмену, владеющему им, определенные преимущества перед соперником. Он может выиграть поединок, применив прием, на который у соперника нет соответствующего контрприема.

По предложению Ю. А. Морозова в футболе объем техники оценивают по следующим показателям: короткие и средние передачи назад и поперек поля, короткие передачи вперед, длинные передачи, отбор, перехват, игра головой, удары в ворота, штрафные и угловые удары. Все эти приемы выполняются футболистами в игре, и количество их колеблется от 600 до 1000. Предполагают, что если команда за игру выполнила 800—900 приемов, то активность ее была на высоком уровне. Заметим, правда, что в каждом конкретном случае нужно тщательно анализировать слагаемые этой суммы. Может оказаться так, что прирост в объеме был достигнут за счет бесцельного и длительного розыгрыша. Поэтому во всех случаях стенографический анализ игры должен дополняться качественным анализом тренера.

То же самое можно сказать и о таком показателе технического мастерства, как разносторонность техники. Этот показатель характеризует разнообразие двигательных навыков. Предположим, что у спортсмена большой объем техники, но почти все упражнения, которыми он владеет, однообразны. Например, используются только приемы защиты или только приемы нападения. В этом случае выиграть поединок с соперником с разносторонней техникой очень трудно. Спортсмен, о котором можно сказать, что он разносторонне технически подготовлен, обладает, как правило, не просто высоким уровнем двигательных качеств, но гармоничным их развитием. Кроме того, во время соревнований такой спортсмен практически всегда «навязывает» свою тактику сопернику, контролируя его действия разнообразными ответами.

Один из способов оценки эффективности — это сопоставление спортивного результата с потенциальными возможностями спортсмена. В данном случае они определяются уровнем развития двигательных качеств. Обычно сопоставляются результаты в двух упражнениях: в технически сложном и технически простом, которые требуют проявления одних и тех же двигательных качеств. Например, оценивается разница между результатами в беге на 20 м и при выполнении того же бега, но с ведением мяча.

Наиболее распространенный способ оценки эффективности техники в футболе — вычисление коэффициента эффективности (КЭ), который рассчитывается как отношение правильно (безошибочно) выполненных приемов ко всем приемам. При этом в зависимости от целей расчета КЭ он может быть обобщенным или частным. Обобщенный КЭ рассчитывается сразу для всех приемов, которые выполнял футболист в игре. Например, Ф. Беккенбауэр в матче чемпионата мира 1974 г. выполнил за игру 117 приемов и только в 7 допустил ошибку. Его обобщенный КЭ = 0,93. В этой же игре спортсмен сделал 33 ведения и ни разу здесь не ошибся; 6 перехватов, из которых два — с ошибкой. Частные КЭ: для ведений = 1,0, для перехватов = 0,66.

Коэффициенты эффективности для игроков различных амплуа различны. У защитников хорошим КЭ считается 0,85, у полузащитников — 0,75—0,80, у нападающих — 0,65—0,70.

После того как оценены физическое состояние спортсмена и его технико-тактическое мастерство, можно приступать к планированию тренировочной работы.