Методика проведения занятий по преодолению полосы препятствий. Преодоление препятствий


В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.

Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки , встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

Препятствия необходимы успеху, потому что победа приходит только после упорных сражений и бесчисленных поражений. Каждая битва, каждая неудача формируют ваши навыки и способности, укрепляют ваше мужество и выдержку, ваши могущество и уверенность.

Все препятствия рассматривайте как вызовы, которые вам суждено преодолеть. Вы будете сталкиваться с ними постоянно (надо быть готовым к этому), однако также верьте, что вы будете их преодолевать, так или иначе.

Используйте препятствия, чтобы развивать свою силу и навыки, не бегите прочь. Найдите способ преодолеть их! Путь есть всегда! Если ваши эмоции противоречат вашему желанию, контролируйте их, изучите свои эмоции, узнайте себя, но все равно продолжайте двигаться вперед.

Сделайте свою цель обязательством, и все получится.

Преодоление препятствий, а не капитуляция -- вот что сделало людей успешными. Трудности есть повсюду. Поэтому вы должны привыкнуть к ним. Вы сможете пройти намеченный путь лишь в том случае, если готовы встретиться с трудностями. Под маской вызова судьбы скрывается удачная возможность испытать себя. Препятствия -- лишь средство, необходимое для вашего превращения в личность, которой вам надо стать, чтобы достигнуть желаемого.

Вспомним притчу о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развел руками -- ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев -- засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей -- все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему, и начал громко кричать, но люди не обращали внимание и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину -- каждый кусок земли, который падал на спину животному, осел стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, пленник оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому подняться немного выше.

Таким образом, вы постепенно выберетесь из самого глубокого колодца.

В любой ситуации есть смысл ответить на вызов судьбы. Такой подход окупается. Разумеется, начинать всегда трудно. Но известно ли вам, благодаря чему люди развиваются? Это зависит от того, насколько они открыты для новых испытаний и готовы пойти на обдуманный риск. Преуспевающие люди умеют развиваться сами и развивать других, они становятся все лучше и лучше, готовы к испытаниям, неудачам и обучению.

Каждая сложная ситуация -- это камень, который жизнь кидает в вас, но, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Трудности -- это такие же жизненные ситуации, как и многие другие, просто мы к ним не готовы или не ожидали такого развития событий. Любой успех строится на ошибках. Со всех точек зрения, проблемы -- это благословение, вестники судьбы. Они всегда приносят дары. Чем больше препятствие, тем ценнее дар. Когда вы находитесь в сложной ситуации, это трудно осознать. Но если вы вспомните самые тяжелые времена своей жизни, то поймете, что эти дары были действительно прекрасны.

Решая непростые задачи, мы добиваемся успеха. Как только вы поймете, что вызов всегда несет в себе нечто позитивное, то, даже если вам по-настоящему сложно, вы двигаетесь по пути к счастью и успеху. Конечно, в том случае, если не свернете и не опустите руки.

Трудности и препятствия -- это величайшее благословение. Они заставляют нас менять то, что нужно изменить. Они оттачивают наши способности и навыки. Они всегда приносят прекрасные дары, но, чтобы понять это, иногда нужно время.

Вашими действиями и мыслями в основном управляют эмоции. Человек реагирует на проблему выбросом негативных эмоций, при этом испытывая дискомфорт.

Старайтесь быть спокойным в моменты, когда вы сталкиваетесь со сложными ситуациями. Это самый важный период. От вашей первоначальной реакции будет зависеть развитие ситуации в будущем. Негативная реакция очень быстро запустит в ход закон притяжения, и в течение нескольких часов с вами приключится множество мелких неприятностей, которые еще сильнее выведут вас из себя, что впоследствии действительно может перерасти в проблему.

На начальном периоде главное правило: не усугубить обстоятельства еще больше. Обычно вначале ситуация не является критической, и именно наша негативная реакция заставляет нас реагировать поспешно, принимать необдуманные решения, что и приводит к серьезной проблеме. Потому сохраняйте спокойствие.

Все можно легко исправить. Важно суметь прийти в себя. Потом вы заметите, как трудности с течением времени исчезнут. Постарайтесь делать для их решения все, что можете, а отрицательные эмоции придержите, чтобы не привлечь к себе еще больше негативных событий.

Если жизненные испытания слишком сильно выбили вас из колеи, то лучше не предпринимать никаких действий, а подождать пару часов. Важно отвлечься, взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, дождаться момента, когда эмоции затихнут, потому как они не дают нам мыслить четко и видеть картину объективно. Итак, обобщим:

  • 1. Научитесь осознавать, что трудности -- это обычные жизненные ситуации, и в них нет ничего плохого. Плохими мы делаем их сами, реагируя негативным образом.
  • 2. Осознайте, что, только преодолевая сложные препятствия, вы можете достичь своих целей.

Закрепите эти мысли в подсознании с помощью самовнушения. И только тогда вы будете встречать любые обстоятельства спокойно, ведь они не отдаляют вас от цели, а, наоборот, приближают. Когда вы поймете, что трудности -- это подарки, тогда и ваши эмоции изменятся при столкновении с проблемами.

Жизненный вектор направлен не строго вперед и вверх, а скорее соответствует синусоиде. Поймите, что без жизненных испытаний не будет успеха, так же, как и без зимы не будет лета, без ночи -- дня. В природе все имеет свои противоположности. Поэтому успех воспринимайте с радостью и будьте благодарны, но также готовы, что он может смениться неудачей, причем за очень короткий промежуток времени. При наступлении «черной» полосы будьте спокойны и знайте, что скоро все закончится, зима сменится весной. Это лишь временные события.

После морозов природа будто оживает. С человеком происходит то же самое: преодолев трудности, он становится намного сильнее, приобретает опыт, используя который, он способен добиваться еще больших успехов. Это и есть тот сладкий плод, награда судьбы за смелость.

Обстоятельства управляют слабыми, и они же являются инструментами для мудрого. Не позволяйте обстоятельствам управлять вами. Сложная ситуация, которую вы встречаете, -- это просто возможность сделать что-то лучше или вернуться назад и начать путь заново.

Трудности неизбежны. Только не концентрируйтесь на неудачах, сделайте выводы и забудьте о неприятностях; думайте о тех наградах, которые вас ждут, о том времени, когда вы достигнете своей цели. Ошибки сами по себе -- это обычные жизненные неурядицы. Губительны не ошибки, а ваше отношение к ним.

Успех складывается из гораздо бoльшего количества ошибок, чем верных шагов. Потому, если вы планируете быть успешным, научитесь реагировать на них соответствующим образом. Успех строится на преодолении ошибок и упорном решении множества проблем.

Никогда не забывайте, что неожиданный результат -- не повод для разочарования, потому что, когда одна дверь закрывается, всегда можно открыть другую. Не бойтесь боли, боль является стимулом для движения вперед.

Относитесь к кризису не как к опасности, а как к шансу. Помните, что ошибок нет, есть только уроки. Отрицательного опыта нет, есть возможности для роста.

Все трудности несут в себе равный им по размерам потенциал решения возникших проблем. Из любой ситуации можно найти выход. А решение самых серьезных задач дает вам бесценный опыт и знания, которые помогут добиться успеха в будущем. Все благополучные и преуспевающие люди убедились на собственном опыте, что препятствия необходимы. Если вы сталкиваетесь с трудными ситуациями, то воспринимайте их как важный урок, позволяющий вам подняться на новую ступень развития.

В 1883 году инженер по имени Джон Реблинг был вдохновлен идеей создать мост через пролив Ист-Ривер, соединяющий районы Нью-Йорка Манхэттен и Бруклин. Однако эксперты во всем мире считали строительство моста невозможным и убеждали Реблинга забыть эту идею. Это не практично. Ничего подобного не делали раньше.

Сначала, работая вместе, отец и сын разработали концепцию, каким образом идея может быть осуществлена. С большим волнением и вдохновением они приступили к строительству.

Строительство началось успешно, но через несколько месяцев в результате трагической аварии погиб Джон Реблинг. Вашингтон получил травму головы, в результате чего он не в состоянии был двигаться и говорить. Люди убеждали Вашингтона, что идея не осуществима и сумасшедшие мечты никуда их не приведут.

Несмотря на трагедию, у Вашингтона родилось еще более сильное желание завершить проект.

Он старался заразить своим энтузиазмом некоторых из своих друзей, но они были слишком напуганы масштабными задачами. Когда Вашингтон лежал в больничной палате, легкий ветерок приподнял белые занавески и на краткий миг он увидел небо за окном.

Показалось, что там, на небе, были написаны слова, обращенные к нему: «Не сдавайся!» Но все, что Вашингтон мог сделать, -- это лишь пошевелить пальцем. Используя этот самый указательный палец, он придумал способ общения с женой. Вашингтон дотрагивался до ее руки, давая понять, что хотел бы увидеть инженеров. С помощью такой азбуки он объяснил строителям, что следует делать. Через 13 лет проект строительства моста был завершен. Сегодня впечатляющий Бруклинский мост стоит во всей своей красе как дань памяти неукротимости человеческого духа и решимости победить обстоятельства. Это также дань памяти соратникам-строителям, их умению работать в команде. Наконец, это памятник любви и верности, знак благодарности жене, в течение 13 лет помогавшей Вашингтону в осуществлении его мечты.

Возможно, это один из лучших примеров, когда страшный физический недостаток не мешает достигать невозможной, на первый взгляд, цели.

Часто, когда мы сталкиваемся с препятствиями, в повседневной жизни, трудности кажутся незначительными, по сравнению с тем, что приходится на долю других. Строительство Бруклинского моста показывает нам, что даже самые дерзкие мечты, которые кажутся невозможными, могут быть реализованы при наличии решимости и упорства.

Когда вы оглядываетесь на любое великое достижение, вы обнаруживаете, что оно есть следствие многочисленных трудностей и уроков. Трудности -- это цена, которую вы платите за ваш успех, а уроки -- это то, что делает возможным ваши достижения. Как писал Сенека: «Огонь проверяет золото; напасти -- силу человека».

Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.

Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.

В содержание занятий включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений; специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом, индивидуально и в составе подразделений; метание гранат на точность (по условиям выполнения контрольных упражнений); контрольные упражнения на полосах препятствий.

Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без оружия на дорожках или местности, прилегающей к полосе препятствий.

При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, перебежки, переползания, действия по внезапно подаваемым сигналам и командам («К БОЮ», «В УКРЫТИЕ», «ВОЗДУХ» и т.п.), бег на 150-200 м с попутным преодолением несложных препятствий. В подготовительную часть занятия без оружия включаются: ходьба и бег различными способами, общеразвивающие и прыжково-беговые упражнения, бег с попутным преодолением несложных препятствий. Перед выполнением упражнения (приема, действия) отдается предварительное распоряжение, в котором указывается исходное положение, содержание упражнения, конечное положение, порядок выполнения, а затем исполнительная команда, например: «Исходное положение - у лабиринта, перелезть через забор силой и бегом вернуться в строй, выполнить упражнение 2 раза в быстром темпе. Рядовой Петров - ВПЕРЕД». Для выполнения упражнений потоком подается команда, например; «Экипаж (взвод), потоком, дистанция 10 шагов - ВПЕРЕД».

В основную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий или местности длиной 40-60 м с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются: поточно, соревновательным, групповым, круговым способами. Метание гранат производится поочередно по горизонтальным, а затем - по вертикальным целям. В каждое занятие включаются комплексная тренировка в выполнении контрольного упражнения или большей его части в сочетании с бегом до 600 м и другие комплексные упражнения. Тренировка организуется потоком в парах, группах или в составе подразделения.

На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается: применением различных исходных положений {лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат; увеличением дистанции до препятствий и целей; преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами; изменением порядка преодоления препятствий и поражения целей. На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий обеспечивается: вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий; увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток; выполнением метания гранат в сторону от направления бега; очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления; строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.

Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.

Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.

Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.

Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок, наступая на препятствие , используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.

  1. Из положения стоя;
  2. Из положения сидя;
  3. Из положения виса.

Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.

Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.

Пролезание в отверстие головой и ногой вперед . Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.

Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.

Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.

Общий вид единой полосы препятствий

Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.

Очень важный раздел, так как нужно уметь правильно прыгать и спрыгивать,даже если вы занимаетесь или занимались паркуром то стоит изучить эту технику…Потому что преодолевать препятствие на «легке» это не с оружием и бронёй….
Для сложных акробатических маневров нужно убедиться что вся защита сидит на вас крепко и надежно…Иначе она может слететь…
В зависимости от вида и размеров препятствия преодолеваются;
безопорными и опорными прыжками, прыжками в глубину, перелезанием и
пролезанием, передвижением по узкой опоре.

Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных и невысоких вертикальных препятствий.

Прыжок с приземлением на одну ногу:
С разбегу
оттолкнуться перед препятствием одной ногой, другую ногу вынести широким
махом вперед вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее
и продолжать движение.

Прыжок с приземлением на обе ноги:
С разбегу оттолкнуться
перед препятствием одной ногой, помогая взмахом обеих рук вперед вверх.
Подтянуть нога возможно больше вперед, перепрыгнуть через препятствие,
приземлиться на обе ноги и продолжать движение.

Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий высотой до уровня груди.

Прыжок, наступая на препятствие:
С разбегу оттолкнуться
перед препятствием одной ногой и подавая корпус вперед, мягко напрыгнуть
на препятствие на другую (согнутую в колене) ногу; не выпрямляясь,
пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить ка нее и продолжать
движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой:
С разбегу оттолкнуться перед препятствием
левой ногой и, вынося руку с оружием вперед вверх, вскочить на
препятствие, опираясь на него левой рукой и отведенной в сторону слегка
согнутой ногой. Не останавливаясь, перенести через препятствие левую
ногу, соскочить на нее и продолжать движение.

Прыжок в глубину применяется при соскакивании с высоких препятствий и окон домов.

Прыжок в глубину из положения стоя:
Стать на край препятствия и
слегка присесть, оттолкнуться обеими ногами, спрыгнуть на полусогнутые,
слегка расставленные ноги.
Оружие держать обеими руками или в правой руке в горизонтальном положении, подав его в момент прыжка вперед.

Прыжок в глубину с опорой на руку:
Опереться левой рукой о край препятствия и, опуская левую ногу вниз, спрыгнуть на обе ноги.
Оружие держать в правой руке или за спиной, придерживая приклад рукой.

Прыжок в глубину из положения сидя:
Сесть на край препятствия, свесив ноги, оттолкнувшись от него руками и
каблуками, спрыгнуть на полусогнутые, слегка расставленные ноги. Оружие
держать в правой руке или за спиной. В последнем случае перед прыжком
вывести приклад за край препятствия и придерживать его до момента
приземления.

Прыжок в глубину из положения вися:
Повиснуть на руках, держась за
верхний край препятствия, отпуская одну руку, повернуться боком к
препятствию, оттолкнувшись от него ногами и рукой, соскочить на
согнутые, слегка расставленные ноги. Оружие - в руке или за спиной;

Перелезание применяется при преодолении высоких препятствий: заборов, стен, фасадов домов.

Перелезание с опорой на бедро:
его верхний край, оттолкнуться ногами от земли в выйти в упор.
Перенести над препятствием левую ногу, сесть на бедро, перенеся правую
ногу, сесть на бедро и затем, перенеся правую ногу, соскочить и
продолжать движение. Оружие - в руке или за спиной.

Перелезание с опорой на грудь:
Подбежав к препятствию и опираясь руками о
верхний край, оттолкнуться ногами от земли и повалиться па препятствие
грудью или животом. Наклоняя корпус вперед, упереться ладонью правой
руки в препятствие с противоположной стороны и, перенеся ноги через
препятствие, спрыгнуть па землю. Оружие за спиной или в правой руке; в
последнем случае оружие при соскоке прижимается плашмя к препятствию.

Перелезание «зацепом»:
С разбегу оттолкнуться одной ногой от земли в
одном шаге от препятствия и, опираясь другой согнутой ногой о
препятствие, ухватиться за его край. Подтянувшись, повиснуть левым боком
к препятствию так, чтобы его верхний край был под мышкой; согнутую в
колене левую ногу прижать к препятствию, а правую ногу отвести назад.
Взмахом правой ноги зацепиться пяткой (голенью) за верх препятствия,
перевалиться за пего и соскочить. Оружие за спиной.

Перелезание силой:
С разбегу оттолкнуться одной ногой — так же, как
при перелезании «зацепом», схватиться руками за верхний край
препятствия. Подтягиваясь на руках и помогая ногами, выйти в упор.
Далее, в зависимости от обстановки и вида препятствия, перелезть через
него и соскочить одним из следующих способов: перевалиться через
препятствие, как при перелезании с опорой на грудь; сесть на
препятствие, свесив ноги, и соскочить из положения сидя; опереться о
препятствие правой ногой и, перенеся через него левую ногу, соскочить из
положения опоры на руку и ногу.

Перелезание при помощи товарища:
Перелезание производится с опорой на
бедро товарища; с опорой на плечи товарища; с помощью подручных средств;
помощь перелезающему оказывается, как показано на последнем рисунке.

Ров (овраг) преодолевается переползанием по горизонтальному канату.

Пролезание в проломы, узкие окна, люки, трубы, щели в
зависимости от формы и размеров производится боком или головой вперед.

При преодолении различных препятствий, а также при
ведении боя на улице и в домах солдат должен всегда проявлять
бдительность. Противник будет устанавливать различные «сюрпризы»,
состоящие из мин натяжного, нажимного действия и др.